Суражский район

Особенности трёх славянских народов вобрал в себя традиционный костюм Суражского района Брянской области. За свою долгую историю побывал Суражский уезд в составе украинской Черниговщины, белорусской Гомельщины, русских Западной (с центром в Смоленске) и Орловской областей, а с 1944 года прочно вошёл в состав Брянской области. 

Культурный пласт Суражской земли замешан на обычаях, традициях, верованиях трёх славянских народов. Суражский уезд стал единственным этнически «белорусским» уездом Черниговской губернии.

Когда мы говорим об особенностях суражского национального костюма, мы смело можем сказать: это многослойный русский наряд, многие элементы которого вплоть до одинакового звучания на двух языках, взяты из белорусского национального костюма с добавлением яркого украинского колорита. Практичность местного наряда выходит на первое место, в нём заметно отсутствие излишних декоративных деталей, в украшении устойчиво сочетается три цвета: красный, белый и чёрный.

Сказался на формировании костюма и переменчивый климат.   Уберечься от холода помогал тёплый тулуп кожух - шуба, сшитая из овечьей и телячьей шкуры, не покрытая сверху тканью. Иногда кожух вышивался шёлковыми или шерстяными нитками. Молодые женщины могли даже летом щеголять по воскресным дням и в праздник в своих белых овчинках, сшитых с перехватом в талию и украшенных на спинных швах у поя­са ярко-красными шерстяными латками в форме червонного туза.

Рубаха. Самая архаичная часть народного костюма – это рубаха. Шили её из льняного и конопляного домашнего полотна. У мужчин в ходу была повседневная рубаха – косоворотка, с минимальным количеством узорной вышивки, и праздничная рубаха, отличающаяся от повседневной лишь количеством узоров – оберегов. 

На рубахах, сшитых из фабричного полотна, уже появляется яркий красно-чёрный растительный орнамент, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веточек. Это, так называемая, «брокаровская» («мыльная») вышивка, потеснившая традиционные техники и мотивы народной вышивки в русских деревнях.  

Вышивка на рубахе имела особое значение: она должна была оберегать, защищать человека. Женщина – как продолжательница рода, более уязвима. Особенно тщательно украшали ворот, оплечья, грудь, подол рубахи. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет ее владелица, и это непременно скажется на ее потомстве. Прикасаясь к полю и травам украшенным подолом, женщина верила, что обменивается с землёй жизненными сила.

Женские рубахи шились из льняного домашнего холста и конопляной поскони.

Сарафан(саян), юбка. В Суражском уезде распространение нашли целых два комплекса традиционной женской одежды: первый -  рубаха плюс «саян», второй – рубаха плюс юбка.

   До 6-ти лет мальчики и девочки носили одинаковые длинные рубахи, сшитые из старых рубах. Потом девочкам повязывался пояс, сшитый из подола материнского сарафана. А ближе к половому созреванию девочка начинала ткать себе юбку. Как только юбка была готова, девушка выходила в ней на деревенскую вечеринку – знак парням, что девушка готова стать невестой, можно засылать сватов. Юбка носилась низко на бёдрах и при полевых работах не мешала женщине низко нагибаться.   

Передник (хвартук).

Поверх саяна или юбки завязывался на поясе передник «хвартук» - непременный атрибут женского костюма. Передники закрывали нижнюю часть костюма, шились из зелёного или синего сатина, украшались лентами и защипами. Праздничные фартуки были белого цвета, украшенные ажурной вышивкой и кружевом. Прикрывали юбки «хфартуки» чёрного (рабочие, повседневные) или синего, зелёного, белого цвета (праздничные).

Пояс. Неотъемлемой частью женской и девичьей одежды являлся пояс (кушак).

Они были различного вида: плетеные и тканые, иногда длиною до трех метров.

Пояса изготавливали в основном из красной шерсти. На концах его была бахрома.

Пояса выполнялись и в технике «плетение на стене», распространенной также на Украине и в Белоруссии. Технология плетения заключается в том, что натянутые нити основы попарно перевиваются между собой.  В результате кропотливой работы получается полотно, напоминающее мелкоячеистую сеть.

Ширина поясов достигала 40 см, концы украшались бахромой из скрученных нитей основы.

Корсет. Сверху на рубаху мог надеваться чёрный корсет («гарсет», «кабат») – ещё один непременный атрибут женской народной одежды - приталенная жилетка-безрукавка. Скорее всего, корсеты пришли из Белоруссии, где были распространены подобные «гарсетки».

Головной убор. В современном русском языке есть выражение «опростоволоситься», то есть оказаться в неприятном, смешном положении. Берёт оно начало с давних времён, когда женщине нельзя было показываться на людях с непокрытой головою – стыдно, «саромно».

Старинные головные уборы вышли из употребления еще к середине XX века. Преобладали платки и уборы, изготовленные из фабричных тканей.  Молодые замужние женщины носили платки. Пожилые женщины одевали повойник или чапец из ситца, сверху могли повязать и платок.

Повсеместно также носили платки – «хустки» («хусты») – большие платки с бахромой.