Гордеевский район

Женский народный костюм Гордеевского района характерен для западной части современной Брянской области, входившей до 1918 г. в состав Черниговской губернии. Население Суражского уезда называлось литвинами, т.е. входило в зону белорусской народной культуры. Сохранившийся тип женского костюма является далеко не самым традиционным и распространился с территории Белоруссии и Украины к началу 19 века.

Ему предшествовал более древний восточнославянский тип костюма, главной отличительной частью которого была понева, но судя по воспоминаниям Дудицкого-Лишина и других авторов первой половины 19 века о поневе в то время уже все позабыли.

Самые распространённые цвета в традиционном костюме Гордеевского района белый, чёрный, красный. Ткани делались из льна, шерсти.

Рубаха. Основой женского костюма была рубаха. Рубаха с прямыми поликами, её украшали отточкой или вышивкой, низ рукава стягивался узким манжетом, как правило её стан шился из 4-х полотнищ домотканого холста.

Простой народ носил рубаху из льняного полотна, она была широкая и длинная. Надевали её на голое тело, под мышкой вшивали четырёхугольные вставки – ластовицы, когда ластовица изнашивалась ее можно было заменить на новую. Также при необходимости меняли подол. Кроили её с магической предосторожностью, чтобы рубаха не только согревала, но и отгоняла злые силы. Когда кроили ворот, вырезанный лоскут проталкивали во внутрь одежды, движение во внутрь означало сохранение, накопление жизненной силы. Подол рукава и ворот рубахи, а иногда и нагрудную часть, порой украшали вышивкой узорами, тесьмой. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области. Гордеевские женщины предпочитали вышивку красного и чёрного цвета.

Саян. На рубаху надевался саян – женская одежда напоминающая платье, только без рукавов. В отличие от домотканых понев, саяны шились в основном из фабричных тканей -  хлопка, ситца, реже – шерсти.

В таком наряде женщина выглядела привлекательной, полная женщина считалась здоровой и красивой.

Саян шился разрезной по лифу, спереди на пуговицах, на груди делался вырез круглой формы. Сзади спинка доходила до шеи, Юбка саяна была сшита из двух кусков и пришита к лифу.  Цвет саяна был в основном однотонный, ярко красного или синего цвета. Старые люди носили преимущественно тёмные цвета. Подол саяна украшали тесьмой. 

Фартук. Как и саян, фартук – пришел на смену более древним типам женской одежды и стал одной из основных частей традиционного женского костюма. Он внешне представлял собой небольшое тканевое полотно с вытканным или вязаным по нижнему краю орнаментом, средняя часть которого собиралась в складки и прикрывала тело спереди. Сверху прикреплялся поясок с тесёмками и завязывался на талии.

Косинька (платок). Головной убор гордеевского костюма сохранил более древние черты. Он относится к типу полотенцевых головных уборов. Изначально, ещё в древние времена, женщины покрывали голову, чтобы сберечь себя от холода.

Головные женские уборы считаются неотъемлемой частью женского наряда. Платок являлся символом добропорядочности: показаться «простоволосой» было верхом неприличия. Платок придавал женскому костюму особую красочность и своеобразие. Платок в образе восточнославянской женщины был логическим завершением костюма, он был «окладом» для лица и придавал женщине особую женственность. Наиболее распространённым был домотканый платок квадратной формы узорного качества с бахромой по кромкам (хустка, косынька). Длина и ширина его была 1 метр. При завязывании напоминал восточный тюрбан, его орнаментные полосы ложились ото лба наискось и перекладывались друг на друга концами, спереди завязываясь на узелок.

Украшения. Молодые незамужние девушки носили на голове красную ленту, которая отчасти служила украшением. Шею украшали бусами из бисера, стекляруса. Зачастую, украшения делали из ягод рябины и семечек тыквы и подсолнуха.