Село Верещаки Новозыбковского района

На территории Новозыбковского района к началу XIX века преобладал женский народный костюм характерный для западной части современной Брянской области, входившей до 1918 г. в состав Черниговской губернии.

Характерным элементом местного женского костюма является саян.  Этот тип распространился с территории Белоруссии и Украины к началу 19 века.  Однако в отличие от соседних районов здесь сохранился более древний тип восточнославянской женской одежды поневного комплекса.  Он дожил до нашего времени на территории бывшей Верещакской волости Суражского уезда, большая часть которой была до конца 18 века владением Киево-Печерской лавры. В 1920-е годы территория Верещакской волости была разделена.  Село Неглюбка вошло в состав Гомельского уезда и осталось в составе Белоруссии.  Неглюбский наряд в чём-то похож с русским костюмом южных губерний, особенно с тем, что бытовал на Брянщине. Общие древние традиции ткачества и народного костюма, существовавшие на этой изолированной территории сохранились до нашего времени. 

Как и в большинстве случаев, основу женского народного костюма составляет белая рубаха из полотна домашнего приготовления (льняного или конопляного), позже, в начале XX века – из хлопчатобумажного, и понева – поясной вид одежды из домотканой шерсти. Неотъемлемыми частями костюма были передник (запинка), головной убор (платок), нагрудные, шейные украшения (стеклянные бусы или горлячка из бисера), обувь (лапти и сапоги).

Рубаха.

Самым распространенным типом рубахи в юго-западных районах Брянской области является рубаха с прямыми поликами (прямоугольные вставки на плечах между горловиной и рукавом).

Женская рубаха цельная, белого домотканого полотна с воротом-стойкой и  с узким красным поперечным узором в верхней части рукава. По подолу – тот же узор и техника «ришелье».

Понева. Важным элементом девичьего и женского костюма была распашная понёва-плахта, которая шилась из двух полотнищ клетчатой шерстяной ткани. Девушки носили яркие красные понёвы, а взрослые женщины — чёрные или тёмно-синие, где узор вышивался белыми или жёлтыми нитками. Понёву в Верещаках носили по-особому. Сложенной тканью оборачивали стан, закрепляя её поясом и фартуком. Край широкой части понёвы поднимали до талии, закладывая под пояс таким образом, чтобы угол оказывался сзади ровно посередине, где потом формировали глубокую мягкую ямку — «ковш». Несшитые боковые края расправляли, они должны были расходиться в стороны. В Верещаках первое одевание понёвы означало готовность девушки к браку и было приурочено к весенним праздникам, например, к Благовещению, Пасхе, Троице.

Пояс. Традиционно поверх поневы и фартука женщина опоясывалась красным поясом вокруг талии дважды, завязывая его сзади таким образом, чтобы плетеные кисти свисали.

Размеры пояса – 24 Х 300 см.

Передник (запинка). В нарядном костюме очень важную роль играл нагрудный передник (запинка) белого цвета из льна. Он не столько предохранял от загрязнения рубаху и поневу, сколько украшал женщину. 

Запинка играла защитную функцию, оберегая женщину от сглаза, поэтому по верхней и нижней частям передника выполнялись домотканые узоры красного и черного цветов или вышивка тех же цветов.

Фартук. Вместе с передником употреблялся и фартук. Шили его из шерсти. Он завязывался по талии, прикрывал одежду спереди, оставляя видимым подол рубахи с домотканым узором. Защитой от негативной энергии служила красная окантовка. Размеры – 50 Х 72 см.

Головной убор.  

Замужние женщины покрывали голову домотканым платком с красным узором в полоску, который скрывал полностью их волосы и по конструкции ношения напоминал восточный тюрбан. Платок завязывался вокруг головы, а концы платка завязывались спереди надо лбом. Размеры платка – 90 Х 98 см.

Украшения. К праздничной женской и девичьей одежде непременно надевали бусы, изготовленные из стекла, или бисерные украшения, носимые на шее (горлячки), имеющие геометрические фигуры.

Украшений было так много, что зачастую они полностью закрывали верхние части запинки и рубахи.