Унечский район
Территория современного Унечского района с 1618 г. по 1654 г. входила в состав Речи Посполитой, а позже в состав Стародубского Малороссийского полка и Черниговской губернии. Сказывались древние общие с Белоруссией культурные корни, восходящие к племени радимичей, населявшему эти земли. Наибольшее культурное и бытовое влияние оказывалось на нее жителями соседней Белоруссии. Это привело к появлению особенностей местного женского костюма, по своему типу более близкому к Белорусскому, чем к женскому костюму Брянского и других уездов Орловской губернии. Хотя в Белоруссии до начала 20 века сохранялась распашная женская понева, превратившаяся в обычную юбку, но уже к началу 19 века на территории современной западной Брянщины в том числе и в окрестностях Унечи о ней уже не помнили, а в женском костюме преобладал саян, который хотя и называют сарафаном, но это больше сшитые юбка и кофта. Ни этнографические экспедиции, ни расспросы старожилов не выявили следов поневы в Унечском районе. Их вполне заменили уже упомянутые саяны и юбки.
Рубаха. Рубахи более раннего периода сшиты из льняного и домашнего конопляного холста и являются составными, т.е. сделаны из двух частей, иногда выполнявшихся из различных тканей.
Верхняя часть составной рубахи называлась стан. Шилась она из тонкого отбеленного домашнего холста, а позже из фабричной ткани. Нижняя часть – подстава – выполнялась из более грубого холста, менее выбеленного. По мере изнашивания эту часть рубахи могли отпороть и заменить новой.
На более старых рубахах используется в основном геометрический орнамент, в более поздних – появляется изображение растительного: цветы, листья, веточки.
Черно-красной вышивкой украшались воротничок стоечка, манжеты, низ рубахи и особенно верхняя часть рукава, в некоторых случаях даже швы, соединяющие оплечье с рукавом, были вышиты.
Особой яркостью отличались рубахи молодух – женщин первого года замужества. У девушек рубахи были скромнее, а пожилые крестьянки носили простые белые рубахи почти без вышивки.
По обилию украшений различались также праздничные и повседневные рубахи.
Сарафан (саян). Cарафаны или саяны, так называли их в Унече.
Зимние сарафаны шили из домотканой шерсти розового и красного цвета, тяжелые и громоздкие.
Летние сарафаны – сатиновые, разных цветов. Праздничные – красные, бордовые, будничные – черные, синие.
Покрой всех саянов одинаков: широкая юбка со складками пришивалась к облегающему тело лифу. Застежка располагалась спереди на отстроченной планке.
Саяны практически не украшались. Лишь несколько одноцветных ленточек и защипов по подолу, да на некоторых – маленькая рюша по горловине и пройме.
Фартук. Обязательным атрибутом женского костюма был передник или фартук.
Передник повязывался по талии и закрывал переднюю нижнюю часть костюма.
В зависимости от назначения для пошива фартуков использовались разные материалы.
Повседневный фартук шили из ярко – синего или красного сатина и украшали красной полоской и защипами.
Праздничные фартуки шились из белого холста или фабричной ткани, украшались вышивкой, шелковыми лентами, кружевом.
Безрукавка. Костюм дополнялся безрукавкой или корсетом.
Корсет украшался красной отстроченной отделкой по горловине, планке, пройме и низу. Кроме того, декоративной строчкой были украшены боковая часть верхней полы, ее нижний угол и весь низ. Корсет носили с рубахой и юбкой.
Головной убор. Неотъемлемой частью женского костюма был головной убор.
С начала 20 века в Унече стали широко использовать фабричные платки, но сохраняются и старые головные уборы: чепцы, повойники.