Севский район

Территория исторического Севского уезда не совпадает с нынешними административными границами современного Севского района. Севский уезд объединял земли, относящиеся сейчас к Севскому, Брасовскому, Комаричскому, Суземскому и частично Навлинскому районам. Поэтому некоторые упомянутые в исследовательской литературе конца XIX– начала XX вв. населенные пункты Севского уезда относятся к другим современным районам Брянской области,в большинстве случаев к Комаричскому и Суземскому.

Сразу необходимо пояснить, что в разных частях уезда существовали разные типы костюмов. При этом мужской костюм в принципе был общим для всего региона, а вот в женском костюме различия проявлялись наиболее ярко.

При этом у разных групп (слоев) крестьянского населения также были собственные характерные черты в костюмах. Так, на территории Севского уезда в конце XIXв. проживали удельные, владельческие, монастырские крестьяне и незначительное число крестьян-однодворцев. Костюмы этих групп имели как сходные черты (в основном в рубахах), так и некоторые различия (в головных уборах, покрое понев).

Всё это вместе дает достаточно пёструю и неоднородную картину, затрудняющую реконструкцию народных костюмов Севского уезда. Выделить один единый комплекс костюма для всего Севского уезда невозможно: в разных селах, а иногда и в пределах одного села можно было увидеть разные комплексы костюмов, причем поневы у них могли быть одинаковыми, а головные уборы отличаться.

Описание народных костюмов Севского уезда оставил краевед Д.О. Святский по материалам экспедиции 1909 г. По сути, его работа является единственным источником по традиционному костюму тех территорий Севского уезда, что ныне входят в Севский район. В 1913 г. этнограф, фольклорист, профессор Д.К. Зеленин обобщил данные Д.О. Святского в своей книге «Великорусские говоры с неорганическим непереходным смягчением задненебных согласных»[1].

В упомянутых Зелениным работах А.С. Тарачкова и Н.М. Могилянского, написанных по результатам экспедиций соответственно 1861 г. и 1910 г., рассматриваются по Севскому уезду костюмы сёл Бобрик и Лагеревка, относящихся в настоящее время к современному Комаричскому району, поэтому эти работы не использовались для подготовки данной статьи.

Одним из примеров смены традиционного поневного комплекса одежды сарафанным является д. Лемяшовка. Женщины этой деревни носили сарафаны, которые здесь назывались «зиятка» или «азиятка»: широкий сарафан на двух бретелях, сзади по талии отрезной, спереди – кройный. К подолу сарафана для украшения пришивали несколько рядов разноцветных лент. Ткань красного цвета называлась «пёрышко», т.к. рисунок нижней части сарафана напоминал перо птицы.

Рукава, плечи и манжеты праздничной рубахи расшивали яркими красными цветами.

Весь костюм обязательно подпоясывали ярким широким поясом, называвшимся «кушаком».

На голове носили повойник, который изготавливали из красного кумача и обшивали бархаткой (бархатной тканью). Спереди головной убор расшивали блестками, гарусом, стеклярусом.

Поверх повойника обязательно повязывали яркий шерстяной платок с кисточками, один конец которого обводили вокруг шеи, а второй свешивали спереди, по груди.