Брасовский район
С начала 17 века территория современного Брасовского района входила в состав Севского уезда, для которого характерен южновеликорусский тип женской одежды – поневный комплекс, распространенный от Смоленска до Рязани, в свою очередь восходящий к древнему восточнославянскому женскому костюму.
Брасовский район образован в 1929 году на основе Брасовской волости Севского уезда с одновременным включением в его состав территории Глодневского района Центрально-Чернозёмной области. С 1944 года Брасовский район вошел в Брянскую область. В 1936 г. районный центр из с. Брасово был перенесен в п. Локоть. Название района осталось прежним - Брасовский. Общая площадь района составляет 118 533 га. Расположен в 95 км от областного центра г. Брянска.
Краеведы считают, что на территории Брасовского района насчитывается от 3-х и более разновидностей костюмов.
В с. Брасово жили более зажиточные крестьяне, так как там проходила ярмарка, где можно было продать излишки из своих закромов, гончарные изделия, плетёные лапти, также можно было обменять свою продукцию. Через Брасовские земли проходила столбовая дорога, это было удобно для проведения ярмарки. К Брасовскому имению была приписана Алтуховская суконная мануфактура, многочисленные рабочие которой перенимали городской женский костюм из фабричных тканей, состоявший из сарафана или юбки с кофтой. В 1896 г. стараниями Георгия Романова началось регулярное движение поездов через станцию Брасово по линии Брянск-Льгов. В отдалённых от Брасова деревнях и селах старинный костюм сохранялся более длительное время. Крестьяне сами выращивали лён, отбивали, ткали, пряли, отбеливали, шили одежду.
К шитью праздничной одежды относились с особым смыслом. Женский праздничный русский костюм Брасовского района конца XIX - начала XX вв. состоит из холщевой рубахи, поневы, завесы, повойника, повязки, платка.
Рубаха сшивалась из четырех цельных полотнищ. Ширина полотна составляет ширину ткацкого стана. По вороту ткань прошита в сборку «на иголочку». Посередине разрез с застёгивающей пуговицей. Плечевая часть рукава и подол шириной 16.5 см. представляет собой бранное ткачество с узором из солярных знаков (ромбы, линии, точки) обозначающих плодородную почву, засеянное поле.
Основная часть рукава выполнена из тонких шерстяных нитей с аналогичным узором. Книзу рукава пришит волнообразный манжет выполненный крючком красными и жёлтыми нитями.
Поверх рубашки одевалась понёва, которая – была предметом особой гордости крестьянки. Чем богаче был украшен подол поневы, чем больше ярких полос было на ней, тем наряднее считалась хозяйка. Самая богатая (семь нарядных полос) называлась «годовой», надевалась лишь по самым крупным религиозным праздникам.
Понёва состоит из 3-х полотен простого домотканого сукна черного цвета в квадратную клетку. Боковые и нижняя часть обшиты тканой полосой с узором в виде ромбов и крестов. Первая полоса понёвы жёлтого цвета – украшена пайетками. Вторая полоса белая тесьма, поверх которой пришита чёрная, жёсткая тесьма для жёсткости подола. Третья полоса состоит из красной шерстяной ткани 11 см. Четвёртая, пятая, шестая, седьмая полосы состоят из тесьмы украшенной золотым узором, полосы разделены пайетками.
Пояс выполнен из красного ситца.
В большинстве сел Брасовского района распашные понёвы носили с подтыком – поднимали полы и затыкали у пояса образуя сзади «кулёк».
Завеса выполнялась в старину из домотканого полотна, но позже предпочитали белое тканое полотно фабричного производства. Такое полотно больше ценилось.
Важное место в женском одеянии занимал головной убор.
На заплетенные волосы надевался повойник из льняной ткани. Лобную часть повойника закрывала повязка, украшенная вышивкой золочёными нитями, пайетками. Сверху повойник покрывали платком из фабричной ткани красного цвета с рисунком желтого и белого цветов с растительным орнаментом.
Из украшений мониста (бусы в три ряда) - нагрудное украшение из трех нитей бисера и бусин разного цвета, размера и формы.
Летом, в будние дни, ходили босиком, в зимнее время – в валенках, в холодные дни и в праздники надевали онучи и лапти.
Онучи делались из шерстяной темно-коричневой ткани, которая ткалась из шерсти овец темного окраса, разводимых в селе Глоднево.
Часто местных жителей по такому признаку называли «черноонученниками».