ТРАДИЦИОННЫЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
КЛИМОВСКОГО РАЙОНА
Женский народный костюм Климовского района, находящегося на стыке России, Украины и Белоруссии, вобрал в себя особенности трех славянских народов. За свою историю Климова слобода, основанная, как старообрядческое поселение в начале XVIII века, побывала в составе малороссийской Черниговской губернии, а позже - в Гомельской, Брянской губерниях, с 1937 г. – в Орловской области, а с 1944 г. – в составе Брянской области. Культура Климовской земли замешана на обычаях и традициях, верованиях трех славянских народов. Территория современного Климовского района до революции делилась между Новозыбковским и Стародубским уездами. Поэтому каких- то особых отличительных черт в местном костюме по сравнению с костюмом соседних Стародубского, Злынковского или Новозыбковского уездов здесь не наблюдается, за исключением того, что здесь лучше сохранились элементы древнего славянского костюма и орнамента. Несмотря на то, что старообрядческие переселенцы пришли сюда с центральных уездов России, значительного влияния на костюм они не оказали, а, скорее, сами заимствовали местные традиции.
Практичность местного наряда выходит на первое место: в костюмах нет лишних декоративных деталей. Цветовое решение костюмных комплексов традиционно: использовались три цвета (красный, белый, черный).
Рубаха
Как и в большинстве случаев, основу народного костюма составляла белая рубаха из полотна домашнего приготовления (льняного или конопляного). В фондах Климовского музея сохранилось несколько женских рубах. Одна из них более традиционна и древнее по покрою и орнаменту. Рукава почти на всю длину затканы красным орнаментом в виде тонких полосок с зигзагообразным узором, перемежающихся с широкими затканными почти сплошь полосами с геометрическими фигурами. Интересен второй тип рубахи. Красным орнаментом выткана только верхняя часть рукава, а основная часть- белая, как полотно, но объемный геометрический орнамент выткан путем применения пряжи разной фактуры. Третья рубаха сшита из тонкого отбеленного домашнего холста. Черно-красной вышивкой с мелкими розами украшен воротничок, манжеты. Рукав, особенно верхняя часть, вышит крупными красными розами с черными листьями.
У девушек рубашки были скромнее, чем у замужних. Пожилые крестьянки носили простые белые рубахи почти без вышивки.
Понева
Поневы шились из домотканого сукна синего цвета с желтыми параллельными линиями, создававшими клетку. Понева, сохранившаяся в фондах Климовского музея, обильно украшена по полям несколькими горизонтальными полосами вышитого древнего геометрического орнамента - «крюка».
Саян
Характерным элементом позднего местного костюма является саян. Этот тип одежды распространился с территории Малороссии и Белоруссии в начале XIX века, постепенно вытесняя древний поневный комплекс женской одежды.
Покров всех саянов одинаков: широкая нижняя часть, типа юбки, со складками пришивалась к облегающему телу лифу. Застежка располагалась впереди на отстроченной планке.
Шили саяны из шерсти зеленого цвета и практически не украшали. Лишь несколько одноцветных ленточек и фигурных строчек из цветных ниток пускали по подолу и лифу.
Головной убор
Неотъемлемой частью женского костюма был головной убор. Платок (хустка) придавал женскому образу особую красочность и своеобразие. Он был завершением костюма, «окладом» для лица и придавал хозяйке особую женственность. Наиболее распространенным был домотканый платок квадратной формы с ткаными геометрическими узорами и бахромой по краям. Замужние женщины покрывали голову домотканым платком с красным узором в полоску и завязывали его вокруг головы так, что орнаменты ложились ото лба наискосок, накладываясь друг на друга. А концы платка завязывались в узел спереди надо лбом. Позднее появились фабричные платки с набивными растительными узорами.
Фартук
Очень важную роль в костюме играл фартук, в простонародье – «хвартук». Фартук не только украшал женщину, но и выполнял защитную функцию, оберегая от сглаза. На одном из фартуков из фондов Климовского музея представлен тканый наиболее древний тип орнамента из перемежающихся тонких и широких полосок. В основе его - повторяющиеся меандры (мотивы геометрического орнамента, образуемые ломаной под прямым углом линией либо спиральными завитками). Ниже - узкая полоса из желтых и синих прямоугольников. Следующая полоска - из ромбиков, пересеченных косым крестом. Нижняя часть фартука выткана узорами в виде крупных ромбов, внутри которых- ромбы поменьше с четырьмя отростками с каждой стороны. Другой, более поздний фартук, украшен вышитыми крестом пышными розами красного и черного цветов. Возможно, что это брокаровский, так называемый «мыльный орнамент». Такие поздние фартуки украшались еще и кружевом.
Фартук завязывался на талии, прикрывая поневу или саян спереди, оставляя видимым подол.
Поверх саяна одевалась Корсе́тка, приталенная жилетка-безрукавка расклешенная, сзади по талии собранная в складки. Шилась из шерстяной ткани, бархата с домотканой подкладкой.
Обувь
Летом и в будние дни ходили босиком, в холодные дни и в праздники обували лапти. Носили лапти из липового лыка. Праздничные называли писаными, так как их плели с узорами.
Нередко лапти сочетались с онучами, в которые оборачивали ступню и голень, а после обували сами лапти. Онучи могли быть холщовыми или суконными. Все это привязывалось к ноге сплетенными веревками (завязками), которые пропускались через борта лаптей и обматывались вокруг ног. Последний случай ношения лаптей зафиксирован в с. Фоевичи в 1950-е годы. Один старый человек носил их, в связи болезнью ног, как более удобную обувь.