Село Речица Жуковского района
Традиционный костюм с. Речица Жуковского района Брянской области.
Речица – село в Жуковском районе Брянской области в составе Овстугского сельского поселения. Расположено на правом берегу Десны, в 2 км к востоку от села Овстуг.
Впервые упоминается в «Литовской метрике» XV века. С 1610 года известно как владение Панютиных (предков Ф.И. Тютчева), впоследствии перенесших центр своих имений в Овстуг; позднее также Бахтиных, Небольсиных и других помещиков.
В XVII—XVIII вв. село входило в состав Подгородного стана Брянского уезда; с 1861 по 1929 год в Овстугской волости Брянского (с 1921 — Бежицкого) уезда. С 1929 года в Жуковском районе. До 1960 года являлось центром Речицкого сельсовета.
Костюм с. Речицы относится к южнорусскому типу. Местные жители постоянно носили костюм до 1930-х гг. После Великой Отечественной войны его использовали как праздничную одежду. В настоящее время его одевают участницы фольклорных ансамблей.
В его состав входят: рубаха, понева, передник, головной убор, украшения, обувь.
Рубаха основная часть женского костюма.
В народном быту она является не столько бельем, сколько выходным костюмом. Материалом для рубахи служило льняное полотно, шириной 36-40 см. Рубаха сшита из четырех полотнищ, расположенных по два спереди и два сзади, соединённых прямыми поликами Верхние края яполиков и полотнищ стана собирались в сборки под узкую обшивку, образуя округлый вырез горловины. Спереди оставлялся разрез около 30 см. Ворот застегивался на пуговицу и нитяную петлю.
Рукава прямые, состояли из одного целого полотнища и пришиваемого снизу куска ткани шириной около трети полотнища с разрезом для прямоугольной ластовицы. На расстоянии около 5 см от низа рукава собирались в сборки, которые фиксировались узкими манжетами; к нижнему краю пришивалось вязанное кружево.
Самый распространённый способ декорирования рубах - вышивка крестом, красными и чёрными хлопчатобумажными нитками. Места расположения декора – ворот, верхняя часть рукавов, подол, манжеты.
Орнамент вышивок растительный или геометрический.
Вышивка по подолу располагалась только спереди, так как сзади рубаха закрывалась понёвой. Рубаху носили с большим напуском – «пазухой», поддёргивая её после одевания понёвы. Вышитый подол рубахи был виден.
Понёва – набедренная женская одежда, надеваемая непосредственно на рубаху. Длинна понёвы около 60 см. Понева состоит из 3-х полотнищ клетчатой шерстяной домотканой материи, называемых «полки». Основной цвет понёвы темно-синий. Поэтому фону образуя клетки 5x5 см, пропущены по основе красные, жёлтые, белые, зелёные нити.
По верхнему краю продёргивали плетёный шнур – «гашник», при помощи которого понёва крепилась на бёдрах. Оставляли вышитую переднюю часть рубахи так, чтобы она была видна из-под поневы. Продёрнутый по верхнему краю шнур завязывали под животом, поэтому понева сзади оказывается выше, чем спереди.
Между полотнищами понёвы и по краю с трёх сторон вшивались тканые орнаментальные полосы шириной до 6 см. Местные жители называют их поясами. Они являются неотъемлемой частью конструкции.
Передник – «хвартух» был туникообразного покроя без рукавов, с короткой спинкой, закрывающий лопатки.
Он шился из одного полотнища холста, перегнутого по утку и двух полуполотнищ, пришитых по бокам.
На сгибе среднего полотнища вырезали прямоугольную горловину. Проймы образовывались при соединении боковых полуполотнищ со спинкой.
Передники, как и рубахи, декорировались вышивкой крестом и вязаным кружевом. Узкая полоска вышивки располагалась по нижнему краю спинки. Наиболее богато украшалась нижняя часть передника.
Здесь чередовались полосы вышивки и кружева, иногда сшитые декоративным соединительным швом.
К подолу пришивали кружева. Подолы рубахи, понёвы и передника находились почти на одном уровне и достигали длины немного ниже колена.
Икры ног скрывались под онучами и оборами.
Головной убор. Основная черта женского головного убора – это стремление закрыть волосы. Когда исчезали старые кички, на смену их являлись повойники, а где исчезали повойники, на смену приходил платок.
Украшения. Обязательным украшением были стеклянные, а с середины 20 века – пластмассовые бусы, носившиеся в несколько ярусов.
Обувь - лапти, онучи и оборы.
В селе Речица носили лапти, плетёные из липового лыка, так называемого «московского» типа при чём плести лапти могли и мужчины, и женщины.
Онучи могли быть холщовыми или (в холодное время года) суконными.
Оборы ткали на четырёх, пяти дощечках длинной до 5 метров из чёрной или красной шерсти их наматывали внизу плотнее, а к верху реже, таким образом, что спереди они ложились параллельно, а сзади перекрещивались.